22.04.2019
МКДОУ «Агвалинский детский сад №2»
В ГОСТЯХ У МАСТЕРА АЛИБЕКА
Выполнила: воспитатель
ЗАГИДОВА Патимат Магомедовна
С. Агвали
2019 г.
Цели и задачи:
Образовательная: Закрепить знание основных элементов
дагестанского орнамента; закрепить понятия
«дерево», «древесина», «опилки»; учить коллективно работать, составлять узор на
доске используя бросовый материал, создавать композицию, передавая характерные
элементы дагестанского орнамента;
учить проявлять замысел, творчество, обогащать словарный запас.
Развивающая: Развивать наблюдательность, творческую способность и
эстетическое восприятие окружающего;
знакомить с приемами работы с опилками; укреплять
познавательные интересы детей к труду народных мастеров.
Воспитательная: Воспитывать у детей чувство
причастности к культуре народов Дагестана,
уважение к традициям и обычаям разных народов,
воспитывать аккуратность, старательность и умение радоваться результатам своего
труда.
Интеграция
образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа: Беседы о труде, рассматривание
образцов узоров, чтение произведений дагестанских авторов, закрашивание
древесных опилок в разные цвета, заучивание отрывков стихов Р. Гамзатова.
Материалы: Большая деревянная
доска, древесные опилки, клей ПВА, кисточки, салфетки, картинки с изображением
дагестанского орнамента, ноутбук для просмотра слайдов; деревянная посуда;
деревянная заводная юла с кнутом; музыкальное сопровождение.
Зал оформлен, как мастерская столяра Алибека. Звучит
дагестанская музыка. (Голос за кадром)
Растянулся
по горным склонам каменистый улей,
Есть
мастер - умелец в горном ауле,
А
мастера все Алибеком зовут.
И
любят его за усидчивый труд,
К
нему все в ауле детишки бегут
И
тайну ремесел с нетерпением ждут.
Содержание НОД.
Заходит столяр, берет рубанок и приступает к своей работе. Стук
в дверь, заходят дети.
Дети: Ассаляму алайкум!
Мастер Алибек: Ваалайкум ассалам!
Проходите, ребята. Я так рад вас видеть. Присаживайтесь поудобнее.
Мастер Алибек: Как у вас дела, с чем пожаловали?
Ребенок: Дядя Алибек, у меня к вам просьба, не
могли бы вы смастерить для моей мамы доску для раскатывания теста, ее доска
сломалась. Я хочу подарить ей эту доску на праздник Ураза Байрам.
Мастер Алибек:
Молодец Мухаммад, это благое дело, и
конечно же я дам тебе доску, ведь мы-мусульмане
должны помогать друг другу. Скоро месяц Рамадан, у нас бывает очень
много гостей, и нашим женщинам приходится много готовить. Особенно наше
традиционное блюдо, « хинкали с мясом». Но, к сожалению, доска не готова.
Ребята, вы не поможете мне украсить ее? Один я быстро не справлюсь. (Ответы детей)
Мастер Алибек: Но прежде я хочу
вам показать и рассказать о народных промыслах
Дагестана, об искусных умельцах и мастерах своего дела.
**********************
Слыхал ли ты про наш аул
Балхар?
Видал ли ты, как люди месят
глину?
Узнал ли ты, как трудится
гончар,
Давая жизнь чудесному
кувшину.
**********************
О, Унцукуль, славишься ты мастерами,
Орнаментом древним, насечкой
своей.
Рисунок по дереву льется
стихами
И музыкой горной, словно
ручей.
***********************
Рябит
в глазах от ярких красок
На сельской площади с утра,
И лучше не сыскать подарка
Табасаранского ковра.
Мастер Алибек: Я рассказал вам, о трех знаменитых
аулах Дагестана, но изделия народного творчества многообразны. Это различные
деревянные и глиняные изделия, ювелирные украшения, красочные ковры, нежное кружево.
Каждое такое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе
фантазию, которая переносит нас в чудесный мир сказок. В каждом ремесле есть
свои секреты и приемы, над которыми приходится трудится много лет.
Вот и я, ребята, в своем родном селении
Агвали, работаю плотником уже очень давно. А сейчас, я покажу вам свои работы. Вот детская люлька, сделанная
мною для моей старшей дочери, кстати она и является одной из первых моих работ,
корни которой , уходят в далекое прошлое, она встречается в быту и сейчас. (Слайд)
(Мастер
показывает свои работы и спрашивает детей , знаком ли им тот ли иной предмет
, ведя активный диалог.)
Мастер Алибек: Ребята, а как можно
назвать вот эти изделия одним словом (указывает на деревянную посуду). Правильно,
это все - посуда, но посмотрите внимательно, все ли изделия можно назвать посудой.
Д / игра «
Найди лишний предмет»
Мастер Алибек: Молодцы ребятки, сразу
определили лишний предмет, но о нем мы с вами поговорим чуть позже. Теперь, кто
мне скажет, для чего предназначена это посуда? (Ответы детей) Даа, ребята, было
время .В моем далеком детстве я кушал из
этого большого подноса хинкали с мясом вместе со своей большой семьей, пил
бульон из такой же глубокой тарелки вот такими деревянными
ложками .Но, к сожалению мои
внуки не знают как правильно их использовать. Они берут их и стучат, как
музыкальными ложками, и мне приходиться подыгрывать им, играя на зурне, и у нас
получается веселый оркестр . Не хотите и вы попробовать, ребята ?
(Дети берут ложки и начинают
стучать ими, а воспитатель имитирует игру на зурне под фонограмму).
Мастер Алибек: Вам всем наверное
интересно, ребята, откуда у меня такое мастерство? А я вам отвечу дагестанской
пословицей: « Золотые руки у того, кто обучился хорошо.» Моим учителем был мой
дед и он мне говорил: « Не бойся работы, пусть работа боится тебя!». Я старался
следовать его словам и примеру, и теперь смело могу передать свой опыт и навыки
своим ученикам. Один из лучших моих учеников, всем известный в селе -столяр
Дибир. Посмотрите на красоту его работ.
( Слайд).
Мастер Алибек: А теперь, мои ученики, прежде чем приступить к работе,
мы немножко разомнемся. Хочу вспомнить свою молодость и станцевать вместе с
вами зажигательную лезгинку, согласны?
Физкультминутка:
«Зажигательная
лезгинка»
Мастер Алибек: Ребята, сейчас я вам
предлагаю превратиться в мастеров, и украсить доску для мамы Мухаммада. Но
прежде, хочу обратить ваше внимание на разновидности досок. Каждая из них
украшена неповторимым орнаментом: точка, крючок, голова цветка, червь,
звездочка (показывает картинки с различными элементами орнамента). А наша доска
будет уникальной. Для этого нам нужны цветные опилки, которые я заранее окрасил
в разные цвета. А какие эти цвета, скажите ребята? (Ответы детей)
Мастер Алибек:
Ну давайте, мастера, приступим к работе с
басмалой.
(Звучит фоновая музыка, дети
приступают к коллективной работе вместе
с мастером.)
Мастер Алибек: Молодцы ребята, спасибо вам за ваши старания, красиво
получилось правда? Мне кажется, что маме Магомеда подарок очень понравится! А
вам понравилось быть мастерами? Что вам больше всего понравилось? Но на этом не
все! Ребята, помните тот лишний предмет, который вы нашли среди посуды. Кто-нибудь
знаком с этим предметом? (Ответы детей) Это, друзья мои, заводная юла «Берка»- игрушка
моего детства, сделанная из дерева. Ведь раньше все игрушки были деревянные, экологически-чистые,
не то что у вас- компьютерные игры, приносящие здоровью только вред. Любили в
нее играть и девочки и мальчики .Сейчас я вам покажу, как в нее играть.
(Заводит юлу и с помощью
кнута ускоряет ее, не давая ей остановится).
Мастер Алибек: Понравилась игра, ребята, пусть это юла
будет моим подарком для вас. Играйте вместе, дружно и научите своих друзей.
А
домашним заданием для вас будет, разукрасить ее, у вас все получиться так как опыт у вас уже имеется!
-Спасибо
вам ребята за то, что навестили , мне было очень приятно. рад был вам помочь .
Не забывайте меня, чтите традиции и
культуру нашего народа. Ведь это-наша с вами история. Вам пора возвращаться, до
свидания, до новых встреч!